Смольный в санкт-петербурге: институт благородных девиц (музей) и сад-партер

Правила пребывания в институте

Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».

Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

Таврический сад и его окрестности

Улица Фурштатская ведёт к Таврическому саду. Парк предназначен главным образом для отдыха детей, но туда часто приходят и взрослые. К саду примыкает ярмарочная площадь. Подходя к парку по Шпалерной улице, вы пройдёте мимо Выставочного зала «Цветы». Здесь в теплицах выращивают и продают разные экзотические цветы и комнатные растения. Заодно в выставочном зале вы можете погреться, если гуляете зимой.

Возле юго-восточного угла парка, на сильно загруженном перекрёстке Кирочной и Таврической улиц находится Музей A. B. Суворова. Там выставлены личные вещи полководца, вооружение двухсотлетней давности и старинные оловянные солдатики. Многие изречения Суворова знает каждый русский человек со школьной скамьи. В частности, полководец любил говаривать: «Тяжело в учении – легко в бою».

Таврический сад

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

Снаружи здание украшено красочной мозаикой, изображающей начало Итальянского похода 1799 года и переход русской армии через Альпы. Во второй композиции есть маленькое пихтовое дерево, которое сделал М. Зощенко будучи ребёнком (автором композиции был отец писателя). Сразу за парком проходит Таврическая улица, на которой много больших жилых домов XX века. Полюбуйтесь на Таврический сад с высоты Башни на углу Тверской улицы (дом № 1 – Башня Иванова). В этой Башне находился литературный салон, куда часто приходили Ахматова, Блок, Мандельштам, Рерих и другие.

Музей Суворова

Обширные апартаменты принадлежали поэту-мистику Всеволоду Иванову, который, подобно верховному жрецу, руководил знаменитыми «литературными средами». Эти действа были открыты для всех и часто длились сутками. Салон закрылся, когда Иванов в 1912 году эмигрировал, однако городская легенда гласит, что в Башне по-прежнему живёт группа мистиков, которые наблюдают за городом.

Таврический дворец

В северо-восточном углу парка расположен Таврический дворец, построенный по приказу Екатерины II для её фаворита князя Потёмкина в честь присоединения к России Крыма (который тогда назывался «Таврида»). Дворец построен по проекту архитектора Стасова в 1789 году и представляет собой самый ранний образчик классицизма в городе. Со Шпалерной улицы вы можете полюбоваться на жёлтый главный фасад здания, шестиколонный портик которого практически лишён украшений.

Башня Иванова

Первоначально фасад дворца просматривался с Невы. Сейчас он заслонён фабриками. Роскошные интерьеры были намеренно уничтожены сыном Екатерины Павлом, который разместил в здании казармы Конного полка. Потёмкин занимал дворец всего лишь в течение одного года до своей смерти в 1891 году. Зато он закатил в этом здании самый роскошный новогодний бал из всех, которые когда-либо видел Санкт-Петербург. Это, вероятно, была последняя попытка князя вернуть любовь императрицы.

На балу присутствовало более трёх тысяч гостей. Залы были освещены четырнадцатью тысячами цветных масляных светильников. У входа гостей встречал украшенный драгоценными камнями слон, которого водил персиянин. Поднялся театральный занавес, и за ним оказалась сцена, на которой выступали артисты балета и пел хор. В 1905 году во дворце разместилась Государственная дума, которая после первых в стране парламентских выборов начала свою работу в 1906 году.

Таврический дворец

27 февраля 1917 года тридцать тысяч мятежных солдат и офицеров и бесчисленное множество добровольцев захватили дворец. Здесь был сформирован Временный комитет, позже преобразованный во Временное правительство. В другом крыле того же здания был учреждён Петроградский совет. Таким образом, установилось двоевластие, которое просуществовало до Октябрьской революции.

5 января 1918 года в Таврическом дворце в первый и последний раз собралась Конституционная ассамблея. Это был первый российский парламент, сформированный на основе всеобщих выборов, жемчужина российской демократии. Однако Ленин в частных беседах говорил, что это старая сказочка, которую нет смысла продолжать. Получив всего лишь четверть голосов, большевики на следующий день окружили дворец и не давали депутатам туда заходить.

Панорама Таврического дворца

Гостиницы в Петербурге
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья

Авиабилеты в Петербург
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

В конце концов, красные гвардейцы распустили депутатов, находившихся в здании. В 1930-е годы во дворце находился Всесоюзный коммунистический университет, а после войны – Ленинградская высшая партийная школа. Она просуществовал вплоть до 1990 года. Сейчас дворец принадлежит местным властям и закрыт для публики, здесь проходят важные конференции и съезды. Однако здание остаётся важным историческим памятником.

Шпалерная улица

Ближайшие вузы

Санкт-Петербургский медико-социальный институт 195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72, литера А

Институт занимается подготовкой врачей высокой квалификации для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона по специальностям «лечебное дело» и «стоматология», а также дополнительным образованием по специальностям здравоохранения. Тщательный подбор преподавателей позволил сформировать высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в числе которого 42% докторов наук и 57% кандидатов наук. Некоторые программы дополнительного профессионального образования являются уникальными – например, программа «Эрготерапия в социальной реабилитации». разработана и реализуется только в Санкт-Петербургском медико-социальном институте и пользуется повышенным спросом среди слушателей.

1.85 км

УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, литер Б

УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ! БУДУЩИЕ АБИТУРИЕНТЫ!
У Вас наступает самый ответственный период в жизни, когда нужно сделать выбор!
Перед Вами открывается множество путей для реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни.
Этот успех во многом зависит от того, насколько обдуманным будет Ваш выбор профессии и учебного заведения, в котором Вы её обретёте.
Предлагаю весь путь по освоению новой интересной профессии пройти вместе с нами!
Ректор Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искаков

2.11 км

Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский просп., д. 63

2.30 км

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Университет основан 07 января 1925 года, как Институт охраны материнства и младенчества. На протяжении многих десятилетий вуз является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончило несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран с 4 континентов. В настоящее время двери Университета распахнуты для обучающихся из более чем 50 стран мира. В ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России может быть принято лицо любого пола, нации и расы, вне зависимости от политических и религиозных убеждений из любого государства, имеющего дипломатические отношения с Российской Федерацией.

2.40 км

Михайловская военная артиллерийская академия 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22

Ответы на много вопросы можно получить в группе http://vk.com/club_mvaa

2.50 км

Больше? Ещё 20 ближайших вузов

По Шпалерной улице

Шпалерная улица связывает исторический и нынешний центры власти, Большой дом и Смольный, Таврический дворец и казармы. Когда большевики захватывали власть в городе, они, прежде всего, заняли несколько стратегически важных объектов. Один из них – восьмиэтажная водонапорная башня возле Невы. Башня была построена в 1861 году и являлась важнейшей частью системы городского водоснабжения и канализации. Воду стали фильтровать, чтобы предотвращать эпидемии холеры. Тем не менее, распространение инфекции не всегда удавалось предотвратить.

После эпидемии 1908 года Городская дума заказала фирме «Сименс» большую водоочистительную станцию. Станция была построена перед Первой мировой войной, но водонапорная башня по-прежнему оставалась центром водоснабжения города. Там была собственная лаборатория. В наши дни башня по-прежнему принадлежит Водоканалу. Городская вода сильно загрязнена лямблиями (одноклеточные паразитические организмы) и тяжёлыми металлами, поэтому Водоканалу вряд ли стоит хвастаться своими достижениями.

Музей «Вселенная Воды»

Тем не менее, интересно заглянуть в музей «Вселенная воды». Детям нравится каскад огоньков во внутреннем дворике и старинные туалеты, представленные в экспозиции наверху. Там есть и деревянные водопроводные трубы петровского времени, и древние противопожарные приспособления, и фотографии роскошных бань, в частности Егоровских, с мостом над бассейном. В музее имеется реконструкция жилой комнаты блокадного Ленинграда с дающей жизнь печкой и непременным портретом Сталина. В 2015 году Водоканал начал поставлять в город пригодную для питья водопроводную воду и прекратил сброс в Финский залив неочищенных сточных вод.

Со смотровой площадки на водонапорной башне открывается великолепный вид, а в саду возле здания стоит симпатичная статуя старинного водоноса с собакой. Примерно через квартал от водонапорной башни находится памятник Феликсу Дзержинскому. Этот человек со стальным взглядом и бородой-клинышком в своё время основал советский аналог тайной полиции – ЧК. Памятник установлен в 1981 году. Непосредственно за Дзержинским, который стоит на углу Шпалерной улицы, вы увидите оранжевое здание – Кикины палаты. Этот скромный загородный дом в стиле барокко – один из старейших, сохранившихся в городе.

Здание Кикины палаты было построено в 1714 году по заказу Александра Кикина, главы Адмиралтейства и одного из спутников Петра Великого во время путешествия по Европе. Несмотря на дружбу с Петром, Кикин позже возглавил заговор против царя. В этот заговор был вовлечён и царевич Алексей. В конце концов, оба – и Алексей, и Кикин погибли в застенках. Пётр использовал особняк для размещения своей коллекции уродцев, которая позже была перенесена в Кунсткамеру. Во время Великой Отечественной войны в дом попал фашистский снаряд. После реставрации в особняке разместилась детская музыкальная школа.

Условия жизни в институте

Условия жизни в Смольном были спартанские: в комнатах, где жили девушки, температура не поднималась выше 16 градусов, подъём был очень ранним, а умывались воспитанницы ледяной водой из Невы.

Спальные места

Скудным и невкусным было и их питание. Это отметил даже Николай I, как-то раз навестивший учениц в институте. Попробовав суп, он сказал, что его солдат кормят куда лучше.

Вот что пишет в своих мемуарах одна их выпускниц:

«Но если чем и был плох институт, так это пищей. У нас готовили скверно: мясо синеватое, жёсткое, скорее рваное, чем резаное… Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба, тусклые и уже слишком некрасивые блюда оставались нетронутыми».

Столовая

Гуляли девушки только по территории института. Только раз в год, летом, их выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно выгнав оттуда всех посетителей.

Смольный историко-мемориальный музей

Экспозиция музея расположена в некоторых залах бывшего института благородных девиц, в том числе в подземных помещениях и бывшем бункере.

Музейная экспозиция повествует о создании и развитии первого в России государственного женского учебного заведения. В экспозицию включены подлинные предметы (вещевые экспонаты, документы, книги и фотографии), посвященные Смольному как учебному заведению, которые дополняет воспроизведенный уголок музыкального салона и сохранившийся интерьер комнаты классной дамы.

Значительную часть музея занимает мемориальный Ленинский комплекс, где представлены: рабочий кабинет В.И. Ленина и комната, в которой он и его супруга, Н.К. Крупская, жили в Смольном с ноября 1917 по март 1918 годы.

Постоянная выставка музея — «Коридоры власти. Тринадцать первых», рассказывает о тринадцати секретарях горкома и обкома Ленинграда, стоявших во главе города с 1918 по 1991 годы — от Григория Зиновьева до Бориса Гидаспова. Среди экспонатов: личные вещи, фотографии и документы руководителей города, а также видеофильм с кадрами из жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда; воссоздана часть кабинета первого секретаря обкома. Также экспозиция содержит материалы, посвященные громкому политическому убийству главы ленинградской партийной организации, Сергея Мироновича Кирова, произошедшему в Смольном 1 декабря 1934 год.

Часть экспозиции «Подземные этажи Смольного. Война и блокада. 1941-1945 гг.» представляет подлинное стратегическое сооружение, предназначенное для работы и пребывания в нём высшего партийного, военного и хозяйственного руководства Ленинграда в период Великой Отечественной войны.

В бомбоубежище (бункере), на площади 800 квадратных метров, воссоздана обстановка жизни и работы партийных и советских руководителей в годы войны и блокады Ленинграда: кабинет Жданова, комната Военного совета Ленинградского фронта, кабинет медицины, дежурная комната для сотрудников НКВД, бытовые комнаты отдыха и столовая.

Посетить музей «Смольный» можно с экскурсией по представительной записи.

Музей «Смольный» входит в состав Государственного историко-мемориального музея «Смольный».

Адрес музея: Смольный проезд, 1, литер Б.

Вы здесь

Главная » Об Институте

Структура Смольного института Российской академии образования

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ

РУКОВОДСТВО, СОВЕТЫ И КОМИССИИ

Ректорат:

Ректор: Иманов Гейдар Мамедрза-оглы

            Полюстровский пр, дом 59

Ученый совет:

 Председатель Ученого Совета: Советов Борис Яковлевич

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 115

УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методическое управление:

     Начальник управления: Золотова Ирина Евгеньевна

 Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204

Управление по работе со студентами:

      Начальник управления: Колтасова Светлана Николаевна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2311

Управление по международным связям:

    Начальник управления: Данилкина Анна Михайловна

             Полюстровский пр, дом 59

Управление по непрерывному образованию:

      Начальник управления: Синицына Мария Сергеевна

            Полюстровский пр, дом 59

ОТДЕЛЫ

Общий отдел:

      Начальник отдела: Гурбаналиева Нурай Ильязовна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 301

Отдел платных образовательных услуг и дополнительного образования:

      Начальник отдела: Бакараева Наталья Викторовна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2313

Учебно-организационный отдел:

      Начальник отдела: Табунщикова Татьяна Николаевна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2312

Учебный отдел:

      Начальник отдела: Беляева Екатерина Романовна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204

Управление по научной работе:

      Начальник управления: Резункова Ольга Петровна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 308

Отдел организации научно-исследовательских работ:

      Начальник отдела: Резунков Андрей Геннадьевич

            Полюстровский пр, дом 59

Планово-экономический отдел:

      Экономист: Маричева Наталья Владимировна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 304

Центр информационных образовательных ресурсов и дистанционных технологий:

      Системный администратор: Резунков Димитрий Андреевич

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2203б

Бухгалтерия:

      Проректор по экономике и финансам — Главный бухгалтер: Бучерова Елена Геннадиевна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 304

Отдел кадров:

      Начальник отдела: Александров Валерий Алексеевич

            Полюстровский пр, дом 59

Отдел управления качеством:

      Начальник отдела: Мартынов Владимир Юрьевич

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204

Отдел маркетинга:

      Начальник отдела: Алиев Илтимас Агаярович

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2211

Центр доступа информационных образовательных ресурсов:

      Директор: Черкасов Сергей Андреевич

            Полюстровский пр, дом 59

Центр «Культура здоровья»:

      Директор: Магеро Сергей Николаевич

            Полюстровский пр, дом 59

Юридический отдел:

      Юрисконсульт: Александров Валерий Алексеевич

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2102

Хозяйственный отдел:

      Начальник отдела: Смирнова Людмила Николаевна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2203а

Приемная комиссия:

      Ответственный секретарь: Синицына Мария Сергеевна

            Полюстровский пр, дом 59, каб. 115

Библиотека:

      Библиотекарь: Рагимова Гюльнара Тельмановна

            Учебно-лабораторный корпус, каб. 2301а

ФАКУЛЬТЕТЫ

Гуманитарно-художественный факультет

          Декан: Григорьева Ольга Александровна

Факультет информационных технологий:

      Декан: Барабаш Павел Александрович

            Учебно-лабораторный корпус, 2 этаж

Экономический факультет:

      Декан: Большаков Роман Владимирович

            Учебно-лабораторный корпус, 3 этаж

Факультет искусств:

      Декан: Солодкова Татьяна Львовна

            Учебно-лабораторный корпус, 4 этаж

Факультет сервиса:

      Декан: Хлюпин Владимир Алексеевич

            Учебно-лабораторный корпус, 1 этаж

КАФЕДРЫ

— Кафедра мультимедиа технологий

— Кафедра технологии транспортных процессов

— Кафедра гуманитарно-художественного образования

Прикрепленные документы или файлы: 

Вложение Размер
Структура управления СУРАО 2016.pdf 733.68 КБ

По Фурштатской улице

Если вы всё-таки хотите прогуляться, идите от станции метро «Чернышевская» по Фурштатской улице. Там много зелени и красивых особняков. Это была одна из самых фешенебельных улиц в дореволюционном Санкт-Петербурге. Ведущие политики Государственной думы Родзянко и Гучков жили именно здесь (первый – в доме № 20, а второй – в доме № 36).

Вид Питера со Смольного собора

Известный популист-аграрий XIX века Пётр Лавров жил в доме № 12. А адвокат Дмитрий Стасов, который защищал революционеров и прятал Ленина в 1917-м году, – в том же здании, что и Родзянко. Сейчас здесь находятся консульства США, Австрии и Германии. Если вы попытаетесь сфотографировать американское консульство, то у вас могут конфисковать плёнку. Главное украшение улицы – розовый Дворец бракосочетаний в стиле барокко. Там проходят роскошные свадьбы.

Особняк Спиридонова

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитекторы и стиль

Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.

Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.

Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.

В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.

Как и чему учились в институте

Воспитанницы Смольного института благородных девиц были разделены на классы по возрасту: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет.

С 6 до 9 лет девочки изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рукоделие, музыку, рисунок и танцы. Позже добавлялись гуманитарные науки и домашнее хозяйство. В старших классах ученицы начинали изучать физику, архитектуру и уделяли больше времени домоводству.

Фото из швейной мастерской

Покинуть стены института девушки не могли до самого окончания. Отдавая дочерей в институт, родители подписывали бумагу о том, что не отзовут их обратно домой. Послабление пришло только с началом правления Марии Фёдоровны, которая сократила срок обучения на 3 года. Однако у воспитанниц так и не появилось выходных и каникул.

Правда, как свидетельствуют сами смолянки, учёба в институте была довольно посредственной. На уроках разрешено было только слушать, а вот задавать вопросы и вступать в дискуссии с преподавателем — строго запрещалось. Но и за успеваемостью особо не следили, классных дам больше волновали внешний вид и соблюдение приличий.

Урок музыки

Интерьер собора

Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.

Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»

Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.

История и миссия института

Прорыв в области женского образования в России совершила Екатерина II. Императрица считала, что девушкам необходимо получать образование и развиваться культурно и нравственно. Совместно с президентом Академии художеств Иваном Бецким она задумала учреждение, в котором готовили бы образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества.

Екатерине II хотелось, чтобы выпускницы института стали примером для всех женщин России. Она принимала активное участие в жизни заведения: интересовалась успехами и трудностями, вкладывала большие деньги в развитие, беседовала с классными дамами и воспитанницами.

В Смольном воспитанницы учились вплоть до революции 1917 года, затем институту пришлось переехать в Новочеркасск, где он просуществовал ещё несколько лет.

Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.

Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II .

При оказанной помощи Ивана Ивановича Бецкого (03.02.1704 — 31.08.1795), был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения. Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5-6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.

Смольный институт в Санкт-Петербурге. Выпускницы «Смольного института благородных девиц» 1907 г.

Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж и став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения.

В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок.

В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.

Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.

Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность. Помещение, построенное при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).

Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Джакомо Кваренги, решили начать строительство нового здания.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817), являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Бартоломео Франческо Растрелли — Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Джакомо Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.

Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже

Уделявший внимание каждой незначительной детали, Джакомо Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей

Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.

Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины II. В данное время в здании бывшего «Смольного института благородных девиц» работает государственный историко-мемориальный музей «Смольный«.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector