Глава 10. дополнительное образование

Содержание:

Основные категории программ дополнительного образования

Программы дополнительного образования детей делятся на несколько основных категорий:

  • Типовая – эталон и норматив определенного направления обучения, утвержденный Министерством образования и науки РФ;
  • Модифицированная – адаптированная под конкретную общеобразовательную организацию программа, учитывающая все особенности и специфику школы;
  • Экспериментальная – предусматривает внедрение инновационных педагогических технологий, а также изменение содержания и методов педагогических канонов обучения;
  • Авторская – разрабатывается одним педагогом или отдельно взятым педагогическим коллективом с применением как классических, так и новаторских средств решения проблем образовательного процесса.

Комментарий к Ст. 12 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичная по названию статья содержалась в Законе N 3266-1 (ст. 9 «Образовательные программы»).

При этом в содержательной части рассматриваемая статья значительно переработана с учетом накопленного опыта правового регулирования образовательных программ.

Структурно статья раскрывает назначение, а также виды образовательных программ в зависимости от уровня образования и выбранного направления, с учетом имеющегося у обучающегося образовательного ценза.

Основной новацией образовательного законодательства в этой части следует считать установление основ механизма разработки образовательных программ, в том числе их экспертизу уполномоченными органами власти. Также установлены особенности порядка разработки образовательных программ.

Образовательные программы должны соответствовать установленным федеральным государственным требованиям. Такие требования определены для отдельных образовательных программ рядом документов, к числу которых, в частности, можно отнести:

Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»*(20);

Приказ Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. N 1365 (ред. от 29.08.2011 г.) «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)»*(21);

Приказ Минобрнауки России от 29.03.2012 г. N 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих»*(22).

Кроме того, федеральные государственные требования устанавливаются по конкретным образовательным программам послевузовского образования в области искусств*(23), медицины и здравоохранения*(24), а также дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств*(25). Соответствующие требования устанавливаются профильными органами управления обозначенными сферами образования.

Деятельность в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование — важнейшая составляющая всей системы общего детского образования. Оно, хоть и не является обязательным, выступает как необходимое дополнение к основному. Таким образом, кружки и секции представляет собой часть полноценного образования.

Сегодня разработано множество программ, с помощью которых реализуется структурированный процесс обучения. Он помогает ребенку развиться как полноценная всесторонняя личность. Согласно статистическим данным около 65% учащихся занимаются во внешкольных кружках.

Примечание

Развитие программ дополнительного образования — один из приоритетов государственной политики. Смысл данного процесса заключается не в результате, а в самом его прохождении.

Дополнительное образование помогает ребенку раскрыть свой потенциал, выявить свои способности, чтобы в дальнейшем ему было проще выбрать подходящую профессию и направление — техническое или гуманитарное. Так происходит полноценное формирование личности, умеющей самостоятельно думать и брать на себя ответственность. Достичь наиболее эффективного результата можно только при комплексной программе обучения.

Курс дополнительного образования:

  • способствуют раскрытию творческого потенциала;
  • прививают культуру правильного общения и умение вести дискуссии;
  • помогают определиться с профориентацией;
  • воспитывают моральные качества.

В педагогике выделено шесть направлений дополнительного образования:

  1. Социально-педагогическое. Подразумевает работу с даровитыми людьми и уход за нуждающимися в помощи людьми.
  2. Художественное. Ученик раскрывает творческий потенциал через игру на музыкальных инструментах, рисование и т.д.
  3. Техническое. Ребенок развивает навыки для овладения технической профессией (секция робототехники, например).
  4. Физкультурное. Необходимо для укрепления физического состояния.
  5. Естественнонаучное. Сюда входят внеклассные занятия по физике, биологии и другим естественным наукам.
  6. Туристическое. Удовлетворение потребности к поездкам по разным городам и странам, изучение явлений природы и т.д.

Основные разновидности

Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:

  • Типовая программа дополнительного образования детей, которая служит своего рода эталоном и нормативом в определенном направлении обучения, поскольку официально утверждена Министерством образования.
  • Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей, то есть модифицированная с учетом специфики конкретного учреждения.
  • Авторские программы дополнительного образования детей – творческий и интеллектуальный продукт педагогического коллектива или отдельного преподавателя. Часто такие ПДО являются экспериментальными и отличаются новыми подходами и особой актуальностью.

Обзор документа

Вводится дифференциация оценки результатов вступительных испытаний по программам среднего профобразования в области искусств. В приоритете при приеме на обучение по таким программам будут наиболее одаренные поступающие. Форму и систему их оценки будет устанавливать Минпросвещения.

Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в указанной области будут открываться детские школы искусств. Они могут создаваться по видам искусств и иметь специальные наименования «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа» и т.д. Такие школы будут вправе обучать по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств.

Устанавливать контрольные цифры приема граждан для обучения за счет бюджетных средств по программам высшего образования в области искусств будет Минкультуры.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями

Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Чем ДПО отличается от второго высшего образования?

Designed by pressfoto/Freepik

Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.

Период обучения

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.

Стоимость

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую «заочку».

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Интенсивность

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии

Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Наиболее популярные программы дополнительного образования

Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:

физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы

Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике

Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.

Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.

Виды программ дополнительного образования детей

Программы дополнительного образования классифицируются на несколько видов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Примерная программа. Утверждается Министерством РФ и рекомендуется как шаблонная для того или иного образовательного направления.
  2. Модифицированная программа. Она адаптируется под специфику конкретного формирования, куда входит группа детей, а также под режим и условия реализации деятельности. Программа изменяется зависимо от индивидуальных результатов учащихся.
  3. Экспериментальная программа. Цель данного направления заключается в изменении содержания программы и педагогической базы обучения. Сюда входят новые предложения в области знаний и внедрение прогрессивных технологий обучения.
  4. Авторская программа. Составляется одним или несколькими педагогами. Суть заключается в том, что учебный курс содержит совокупность возможных средств решения вопросов в образовательной сфере. Их отличительная черта — новаторство и актуальность, следование новейшим педагогическим тенденциям.

Задачи авторских программ:

  • познакомить детей с культурой и ее ценностями;
  • создать как можно больше возможностей для раскрытия своего потенциала;
  • ответить на вновь возникающие потребности и запросы современной педагогики.

Существует и другая классификация по основанию моделей организации доп. образования. Всего выделяется четыре основных:

  1. Первая. Сегодня это самый распространенный вид, для которого характерен случайный набор секций и кружков. Их деятельность может не пересекаться друг с другом. Увы, в данном направлении программа дополнительного образования не имеет проработки. Но, несмотря на существенные минусы, у такой модели есть и преимущества: дети заняты определенной деятельностью во внеурочное время. Также здесь используются уникальные авторские программы.
  2. Вторая модель. Для данного направления характерно наличие внутренней организованности в каждой структуре дополнительного образования. Вместе с тем, здесь нет единой системы функционирования. В представленной модели представлены уникальные формы деятельности, которые объединяют группы детей и группы взрослых. Например, хобби-центр, ассоциации, творческие организации и др.
  3. Третья модель. Это направление дополнительного образования основано на тесном взаимодействии школы с другими образовательными организациями. Сюда могут входить: центр детского творчества, спортивная школа, библиотека, художественная школа и т.д. Данное сотрудничество должно быть регулярным. Школьное учреждение и другая организация создают план совместной деятельности, включающая в себя поэтапную образовательную программу.
  4. Четвертая модель. Образовательные организации существуют в рамках учебно-воспитательного комплекса. Сегодня это самая эффективная модель, т.к. она грамотно сочетает максимальные возможности для реализации как основного образования, так и дополнительного.

К примеру, в обычной общеобразовательной школе могут функционировать художественная школа, спортивная и др. Общеобразовательное учреждение часто включает в себя сети кружков и секций. Вузы, в свою очередь, могут иметь в своем составе другие образовательные объединения.

Деятельность УВК (учебно-воспитательных комплексов) наиболее эффективна для районов, которые удалены от центров. Особенно это актуально для мегаполисов. В небольших городах УВК также играют существенную роль для развития населения.

Формы дополнительного образования

В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:

  • повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
  • освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.

Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании

Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.

При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.

В чем заключается специфика дополнительного образования

Определение

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование представляет собой отдельную разновидность мотивированного образования. Оно позволяет учащемуся обрести заинтересованность в познании мира, помогает развить творческий потенциал и определиться с дальнейшей профессией. Дополнительное образование, как его понимают ученые, является элементом воспитания личности благодаря специальным программам обучения и разработанным методикам.

Идея отечественного дополнительного образования возникла в 1992 году. Концепция возникла на базе внеклассного воспитания. Внешкольные занятия послужили основой, на которой появилась система дополнительного детского образования. Существенная разница заключается в том, что данный вид образования осуществляется по строго определенным программам и направлениям.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Дополнительные занятия для детей претерпели значительные изменения с периода своего возникновения. Перечислим самые существенные из них:

  1. Появилась сеть образовательных учреждений и услуг факультативных занятий.
  2. Сфера дополнительного образования стала намного гибче, чем была ранее, несмотря на приверженность педагогики к консерватизму.
  3. Дополнительное образование — сфера, которая активно развивается.

Данную область отличают следующие характерные черты, отсутствующие у основного:

  • мобильность;
  • ориентированность на личностное образование;
  • многоступенчатость;
  • профильная специальность;
  • разработка индивидуальных методик образования;
  • развитие воспитательной функции с помощью вовлечения ученика в активную деятельность;
  • разработка различных форм и приемлемых способов образования — как результат свободной педагогической деятельности преподавателя.

Предусмотрен документ, который отражает педагогический концепт согласно заданным целям деятельности — образовательная программа учебного коллектива. Она содержит условия и методы, способствующие достижению целей, и предполагает итоговый результат. Образовательная программа раскрывает структуру организации и порядок осуществления ее деятельности, описывает разные формы обеспечения: информационное, ресурсное и т.д.

Признаки, присущие образовательной программе:

  1. Актуальность, т.е. ориентированность на решении самых существенных проблем.
  2. Рациональность — это определение целей и методов для эффективного достижения результата.
  3. Прогнозированность, т.е. соответствие программы современным тенденциям и требованиям.
  4. Контроль — осуществляется для проверки готовых результатов, необходимых для достижения конкретных целей.
  5. Реалистичность — разработка финансовых и кадровых обоснований.
  6. Восприимчивость к сбоям — программа обучения вовремя обнаруживает любые отклонения текущей ситуации от разработанных ранее положений.

Программа дополнительного образования должна соответствовать требованиям норм закона РФ «Об образовании».

Задачи, которые решаются с помощью содержания образовательных программ:

  1. Гарантия благоприятной психологической среды для ребенка.
  2. Компенсация пробелов основной образовательной программы. 
  3. Помощь в выборе индивидуальной образовательной направленности.

Дополнительные занятия должны обеспечить:

  • корректирование психологического развития ребенка;
  • развитие индивидуальных черт детей, социальных навыков, способностей;
  • профилактику девиантного поведения у ребенка или подростка;
  • мотивацию личности к познанию мира и развитию творческих способностей.

Программы содержат в себе светские и гуманистические признаки образования. Во главе угла ставятся главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободное развитие индивидуальности.

Для образовательных программ характерно:

  • содержание концептуальных оснований учебного процесса;
  • структурирование и планирование материала по теме;
  • акцентирование внимания на уровне развития детей в группе;
  • отражение методов оценки результатов обучения по определенным программам;
  • создание условий для раскрытия условий организации образовательного процесса;
  • обеспечение материальной, информационной, методической основы для реализации учебной программы;
  • опора на достижениях мировой культуры.

Проблемы системы дополнительного образования в школе

Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин «дополнительное образование» воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.

Чтобы «отчитаться» о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.

Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector