Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель

Доклад Профессия учитель сообщение

Учитель играет ключевую роль в жизни каждого человека. Без учителя не было бы ни врача, ни инженера, ни повара. Когда дети приходят в школу, они редко умеют читать и писать. Учитель даёт своим ученикам не только знания, но и воспитывает их. Он объясняет, как необходимо вести себя в общественных местах и как избежать опасности.

Стать учителем не так просто. Человек, который выбрал для себя данную профессию, должен быть умным и очень много знать. Кроме того, он обязан обладать такими качествами, как: доброта, терпение, умение решить конфликтную ситуацию и любовь к детям.

Учителем быть сложно, но интересно.

Педагог, преподаватель, учитель… Эти люди делают все возможное, чтобы научить, воспитать и дать профессию человеку.

Данная профессия является очень древней. Раньше учителем мог быть подросток, который закончил обучение в начальной школе. Таких мальчиков или девочек нанимали крестьяне или рабочие для своих детей. Юные учителя учили ребятишек читать, писать, решать примеры и задачи.

Со временем требования к профессии значительно возросли. Чтобы стать педагогом, необходимо получить среднее образование, а затем поступить в университет. Там студенты изучают не только учебный предмет, но и психологию, педагогику и многое другое.

Учитель очень востребован в современном обществе. Люди данной профессии нужны не только в школе. Они также работают в колледжах, институтах и университетах.

Люди хотят постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Для этого они посещают различные курсы и мастер-классы, где их встречают учителя, готовые поделиться своими знаниями и умениями.

Без учителя жизнь в наше время невозможна. Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо очень много знать и уметь. И, только учитель сможет в этом помочь.

Для 1, 2, класс

Описание профессии

Профессия учителя является уникальной в своем роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. Это раньше учителя ассоциировались исключительно со школой. В наш век ситуация в корне изменилась. Преподавателей становится все больше, и они необходимы в самых различных сферах нашей жизни, именно в этом заключается одна из особенностей профессии учителя. Помимо школ и институтов учителя передают нам знания и свой бесценный опыт на курсах иностранных языков, на всевозможных мастер – классах по бизнесу, а также в сфере физкультуры и спорта.

Много лет назад учителями автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII – XIX веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.

Со временем профессия стала более дифференцированной, появилась узкая направленность, специализация. Так, например, в старших классах каждый предмет ведется отдельным преподавателем, что позволяет учителю качественно готовиться к урокам и максимально раскрывать материал в образовательном процессе

Например, учитель русского языка и литературы должен не просто объяснить важность некоторых правил и научить грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, но и побудить ученика увидеть красоту языка и осознать необходимость его правильного применения в повседневной жизни. На уроках литературы педагогу потребуется не только подать произведения по школьной программе, но и сформировать о них собственное мнение, поразмышлять над поступками героев и т.д

А для того, чтобы достичь этих целей, только знаний недостаточно.

Педагог — это стиль жизни

В сфере образования остаются идейные люди, которые горят своим делом и не представляют себя на другой работе. Это те профессионалы, которые за счёт опыта и слаженной системы разгружают себя от организационных дел. Которые заряжаются позитивом от детей и не устают на работе. У них хватает энергии и сил на школу и личную жизнь. Правда, порой они так вживаются в свою роль, что продолжают себя характерно вести и за пределами школы. Из разряда: сделать замечание ребёнку, который идёт без шапки, поправить людей, которые неправильно произносят слова. И другие подобные вещи. Думаем, тебе знаком такой типаж. Это неплохо, но порой вызывает недоумение.

Эти минусы приведены не с целью отговорить тебя быть учителем. Просто мы раскрыли подводные камни работы в сфере образования, о которых узнаёшь, когда впервые приходишь в школу после университета. В каждой профессии есть свои нюансы. И остаются верные своему выбору те, кто мирится с минусами и продолжает развиваться. Чтобы тебе было проще определиться, стоит ли идти в педагогику, посмотри интервью с учителями, почитай новостные статьи и блоги преподавателей. Если ты хочешь быть педагогом и тебя не пугают трудности, которые мы перечислили выше, дерзай! Возможно, ты новый Макаренко и тебе удастся вдохновлять учеников и помогать им находить себя в этой жизни. Пускай у тебя всё получится!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Где и как учат на учителя

В рейтинге педвузов в 2018 году лидировали РГПУ имени Герцена,Московский педагогический госуниверситет, томский и новосибирский ВУЗы, учебные заведения Красноярска и Ярославля. Урал и Чувашия также могут похвастаться наличием ВУЗов, выпускающих первоклассные педагогические кадры.

Проще получить педобразование в среднеспециальных учебных заведениях. Там дают больше профессиональных, методических навыков, меньше теории. Можно получить специальность учителя начальных классов, английского языка, физкультуры, педагога дошкольного образования. Диплом будет конкурентоспособный, но предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием.

На базе высшего образования в СУЗах можно пройти курсы, дающие право учителю преподавать другие предметы.

Этапы получения педагогического образования

  • Первый курс – преподаются общие науки: история, математика, русский язык, медицина – на всех факультетах. Идет отсев тех, кто поступил случайно и не сможет продолжать учиться.
  • На втором курсе дают специализированные знания.
  • С третьего курса начинается практика, ведение уроков в школе, общение с педагогами-стажистами.

Повышение квалификации педагогов – это вид обучения по обновлению знаний педагогов или приобретения новых навыков, в связи с ростом потребности новых уровней квалификации

Преимущества обучения за рубежом

Часто филиалы известных европейских, австралийских, американских вузов находятся на других континентах, в других странах, например, в Малайзии. Жить там будет дешевле, проще снять квартиру, комнату, оплатить полноценное питание. Наличие туристов обеспечит студентов постоянной работой на каникулах. Диплом будет точно такой же, как у тех, кто учился в Англии или в Германии, а денег можно тратить меньше.

С таким дипломом не обязательно работать по профессии.

При трудоустройстве в крупные корпорации больше цениться магистратура, а бакалавров ставят в очередь на ожидание места.

Обязательно знание английского языка и подтверждение аттестата. Без подтверждения придется проучиться дополнительный год в малазийской школе.

Стоимость обучения варьируется от 3000 долларов в год. Есть возможность подработки на каникулах и поступления на бюджетные места. Подробности следует узнавать в переписке с  ВУЗом.

Образование за рубежом – возможность узнать другую культуру, побывать в уникальных туристических местах, увидеть самые красивые города мира и завести новые полезные знакомства с представителями различных стран

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение возможно. Чаще это образование педагога начальных классов или воспитателя. Но практика обязательно нужна. Работа с детьми требует обучения, погруженного в непосредственный контакт.

Что делать после получения диплома с прохождением небольшой практики в школе или при наличии только теоретических знаний? Можно устроиться вожатым в лагерь или няней в детский сад. ПосещатьДни открытых дверей в школах и других учебных заведениях.

История профессии

Современное слово «педагог» берет свои корни в греческом языке. Именно так называли раба, который занимался с детьми и передавал им свои знания и навыки.

Еще раньше, у древних людей было распространено обучение старшими членами племени младших. Специфические знания и навыки передавались от одного человека к другому. Одни занимались охотой, другие готовили пищу, третьи занимались земледелием. Такая модель была популярна вплоть до 20 века. В основном, она сохранялась в кругах крестьян и ремесленников. Сын кузнеца с малых лет учился у него и сам становился кузнецом. Крестьянин обучал своих детей – будущих крестьян.

Еще во времена Древней Греции и Римской империи начали выделяться отдельные учебные заведения – школы и семинарии. Нам хорошо известны имена философов тех времен, по сути, они являлись носителями многих научных и общегражданских знаний и передавали их своим ученикам.

В Средние века процесс передачи знаний сконцентрировался в церквях, которые тогда имели огромную власть над обществом, полноценно конкурируя с властью светской. В роли учителей выступали монахи.

В Эпоху Возрождения начали появляться отдельные закрытые школы для представителей элиты. В них можно было получить полноценное многопрофильное образование, включая математику, историю, философию, географию, воинское дело и светский этикет. Простые же люди, в основном, оставались большой неграмотной массой населения вплоть до 18 века.

В задачи учителя входила не только передача знаний, но и воспитание. Добродетелью считались дела, а не пустые слова. Этот подход в полной мере реализовался в советской системе образования. С помощью разных социальных институтов, таких как пионерия, проводилось воспитание детей, ориентированных на положительные действия в обществе. Тех, кто нарушал дисциплину, подвергали строгим мерам наказания. В будущем для них закрывались карьерные и партийные возможности.

С развитием современных технологий, развитие образования и профессии учитель вышло на новый уровень. Появилась возможность проводить полноценные лекции и занятия через сеть Интернет. Многие курсы записаны в виде серии видео, которые можно смотреть в удобное время в удобной обстановке. Выполнение практических заданий по многим предметам и их проверка, так же возможны в дистанционном формате. Процесс перехода к дистанционным видеокурсам подстегнула эпидемия коронавируса. Высшие и средние учебные заведения начали массово переходить на дистанционные формы обучения.

Учитель младших классов – воспитатель

Для учителя младших классов крайне важно быть еще и воспитателем, ведь непростая задача обучать неусидчивых и подвижных малышей. Работая с данным возрастом, преподаватель должен быть и наставником, и фантазером, и немножко волшебником, и сказочным героем, так как маленькие дети воспринимают весь процесс обучения только через игру

Но это еще и самая увлекательная классификация учителя. Ведь именно с детьми, только что переступившими порог школы, можно вновь возвратиться в детство, преподнося занимательные уроки в виде развлечения.

Здесь необходимы и яркие картинки, и мягкие игрушки. И обязательны развивающие игры. И много наглядного красочного материала, и даже мультфильмы и различные детские песенки будут кстати. Только тогда уроки будут интересными и запоминающимися, а маленькие ученики с удовольствием будут схватывать знания на лету. Ну а такой педагог уж точно станет настоящим школьным другом каждому ребенку.

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Экономика образования

Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения

Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.   

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие. 

2. Техническая грамотность

Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера

<<Форма с консультацией>>

3. Опыт работы 

Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.   

4. Умение общаться

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками. 

5. Понимание, что волнует подростков

Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники. 

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».

Преимущества профессии учителя

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

Слабонервным хода нет

Педагог, для которого передавать знания детям является призванием – большая редкость. Сталкиваясь с действительностью, многие вчерашние выпускники ВУЗов, получившие дипломы учителей, сталкиваются с тем, что сильно идеализировали будущую профессию или представляли её не правильно.

Уже 33% из них увольняются со школ на протяжении трёх лет с момента начала трудовой деятельности, а к концу пятого года этот показатель доходит до 46%. Ещё несколько лет назад тенденция не была такой удручающей, но с каждым годом число требований к преподавателям увеличивается, при этом растёт круг обязанностей.

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз. 1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:44.03.01 Педагогическое образование44.03.02 Психолого-педагогическое образование44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:

10 ключевых качеств хорошего педагога

Про того или иного педагога часто можно услышать «учитель от Бога»

И неважно, речь идет о молодом специалисте или об учителе с огромным стажем педагогической деятельности за плечами

Личностные характеристики

Ведь дети и родители чаще всего отдают свои симпатии педагогам, обладающим следующими личностными качествами:

Любовь к детям. Очень точно и емко по этому вопросу высказался русский академик В.Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Дети остро чувствуют отношение учителя к ним, доказано, что без любви к детям невозможно достичь успеха в педагогической профессии.

Высокие нравственные идеалы. Порядочность, честность, справедливость – эти качества педагог прививает ученикам на каждом уроке, каждую минуту общения с детьми. Быть примером для своих учеников, идеалом, к которому нужно тянуться – на этом должны строиться доверительные отношения в классе.

Оптимизм

Вера в ребенка при любой жизненной ситуации, поддержка его в счастливые и трудные моменты жизни – одно из главных условий воспитания полноценной личности.

Коммуникативные способности также являются важной составляющей личности педагога. В воспитании и обучении многое зависит от умения найти общий язык с каждым ребенком, подобрать ключик к сердцу каждой, даже самой сложной личности.

Творческие способности

Среди учителей всегда наиболее популярен тот, кто без стеснения вместе с детьми выступает на сцене, увлекает учениками новыми идеями, зажигает их своим творческим потенциалом.

Профессиональные качества

В отличие от личностных качеств профессиональные не даны природой. Эти компетенции как главное условие роста педагогического мастерства необходимо развивать в процессе самообразования.

Понимание собственной значимости в профессии, ответственности, в первую очередь, перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Также сюда относятся педагогические этика и такт, дисциплинированность, толерантность.

Теоретическое знание своего предмета, знание методик и технологий, умение стимулировать учащихся к поиску знаний.

Организаторские способности – это умение организовать учебный процесс, внеурочную деятельность, умело распределить ролевые принадлежности в коллективе.

Исследовательские качества предусматривают изучение ребенка, его личностных качеств, его внутреннего мира, особенности взаимоотношений в коллективе. Отсюда вытекает умение решать личные и коллективные проблемы.

Способность к самоанализу

Очень важно уметь анализировать результаты собственной деятельности, собственного поведения. Самоанализ и самопознание помогут в дальнейшем избегать ошибок и совершенствовать свою педагогическую культуру.

Таким образом, очевидно, что обладая вышеперечисленными качествами, педагог может с успехом реализоваться в профессиональной деятельности.

Одиннадцатое качество, делающее педагога великим

Но все-таки определяющей составляющей в профессии педагога является Любовь. «Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью» – эти слова Ф. Дзержинского, несомненно, подтверждают истину, что вряд ли учитель, не любящий свою профессию и, прежде всего, детей, достигнет успеха в своем мастерстве. Только через любовь к своим подопечным можно воспитывать в детям это же чувство любви – любви к себе, к окружающим, любви к жизни.

Эти утверждения являются решающими в гуманистической педагогике, начало которой положил чешский священник и педагог Я.А. Каменский, а впоследствии ее идеи развивали известные деятели Я. Корчак, В.Сухомлинский, А.Макаренко, Ш.Амонашвили и многие другие. В их трудах ребенок сравнивается с солнцем, которое может погаснуть, с цветком, за которым нужно с любовью и заботой ухаживать. Идеи этих педагогов-реформаторов о том, как любить детей, как стать ребенку другом, стали прочной основой современной педагогики.

Можно утверждать, что любовь к детям – это главное условие профессиональной успешности любого педагога. Почему же многие ученые, а прежде всего сами дети ставят это личностное качество учителя выше его профессиональных компетенций? Потому что только любящий человек может вызвать ответную любовь к себе и при таких условиях можно построить отношения, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector