5 критериев оценивания итогового сочинения 2022 от фипи

Содержание:

Секреты 100-бального результата

Прежде чем начинать практиковаться в выполнении всех заданий ЕГЭ 2020 года по русскому языку и в частности, написания сочинения. О критериях оценивания которого шла речь, стоит грамотно распределить отведенное на работу время.

Важно! Из 210 минут, на задание №27 репетиторы рекомендуют выделить около трети времени (70 минут). Именно на этот хронометраж стоит ориентироваться, практикуясь в написании работы

«За» такое распределение говорят факты. Мозг выпускника привык к циклам работы по 45 минут, а это значит, что с учетом задействования внутренних ресурсов организма наиболее эффективными будут первые 60-70 минут работы. После потребуется небольшой перерыв и восстановление

А вот возможности к аккумуляции сил у всех разные и продуктивность работы, внимание, аналитические способности и другие важные параметры могут понизится во второй половине достаточно длительного ЕГЭ

Оптимальным, по мнению учителей, будет такой алгоритм выполнения работы:

  1. Напишите сочинение на черновике.
  2. Сделайте короткий перерыв (5-10 минут).
  3. Выполните тесты на черновике.
  4. Сделайте короткий перерыв (5-10 минут).
  5. Еще раз перепроверьте ответы и занесите все в бланки.

Сама же подготовка должна базироваться на трех основных принципах: регулярность, комплексный подход к теории и практике, а также использование актуальной для 2020 года информации. На этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку полезными помощниками будут:

  • памятка по композиции;
  • рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку;
  • примерные тексты по темам 2019 года;
  • готовые клише для разных блоков;
  • общий план работы;
  • примеры хороших комментариев;
  • видео-уроки опытных педагогов.

Важно! Не стоит целиком и полностью полагаться на готовые варианты, доступные в сети. Во-первых, темы 2020 года никто не знает, и, заучивая наиболее вероятные, вы можете просто промахнуться

Во-вторых, эксперты, проверяющие множество работ, уже с первых строчек четко узнают работы такого типа, и надеяться на хороший результат за доступный всем в интернете вариант, точно не стоит

Во-первых, темы 2020 года никто не знает, и, заучивая наиболее вероятные, вы можете просто промахнуться. Во-вторых, эксперты, проверяющие множество работ, уже с первых строчек четко узнают работы такого типа, и надеяться на хороший результат за доступный всем в интернете вариант, точно не стоит.

При этом, потратив не так много времени и научившись писать свое уникальное сочинение в соответствии с актуальными критериями, вы без труда раскроете любую тему и получите на ЕГЭ 2020 желаемый высокий балл по русскому языку.

Не знаете с чего стартовать – предлагаем начать подготовку с просмотра видео, в котором педагог подробно рассказывает, как писать сочинение по критериям, которые были введены на ЕГЭ 2019 и останутся актуальными в 2020 году:

  • Нововведения в ЕГЭ в 2020 году
  • Пересдача ЕГЭ в 2020 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2020 по всем предметам

Достойный уровень грамотности

На первый взгляд, деление абитуриентов на отличников, хорошистов и троечников во многом можно считать условным, это не самый принципиальный вопрос, но лишь на первый взгляд. Прочитайте два предложения. 

1. В педагогический университет на профиль «русский язык и литература» поступили только отличники ЕГЭ. 

2. На бюджетное отделение педагогического университета по профилю «русский язык и литература» зачислены абитуриенты, совершившие не более 20 ошибок на ЕГЭ по русскому языку. 

Согласитесь, посыл меняется кардинально, хотя в обоих случаях речь идет о результате 70 баллов за ЕГЭ.

Недавно на заседании Совета по русскому языку президент РФ Владимир Путин сформулировал задачу: обеспечить достойный уровень общей грамотности граждан России

Едва ли объявление отличником выпускника, допускающего 20 ошибок на едином государственном экзамене по русскому языку, можно считать вкладом НИУ ВШЭ, Минобрнауки и Рособрнадзора в решение этой важной задачи

70-балльный отличник по русскому языку

Расскажу коротко о структуре ЕГЭ-2019 по русскому языку. Всего заданий 27. За верное выполнение заданий 1–7, 9–15, 17–25 экзаменуемый получал по 1 баллу, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. За выполнение задания 16 выставлялось от 0 до 2 баллов, задания 8 – от 0 до 5 баллов, задания 26 – от 0 до 4 баллов. Задание 27 – сочинение, максимальный балл – 24. Опуская детали, сообщу, что для получения максимального балла за сочинение нужно написать не менее 150 слов, включая служебные слова. Легко подсчитать, что за выполнение всех заданий ЕГЭ можно набрать 58 первичных баллов. Первичные баллы по специальной шкале переводятся в тестовые баллы: 58 первичных баллов – 100 тестовых, 54 – 91, 43 – 70, 32 – 56.

Давайте разберемся, сколько ошибок можно допустить, чтобы не опуститься ниже 70 баллов. Начнем с сочинения. За четыре орфографические ошибки – минус два балла, за пять пунктуационных – еще минус два, то есть, даже допустив девять ошибок в сочинении из 150 слов, экзаменуемый может рассчитывать на 91 тестовый балл. Разумеется, при условии безошибочного выполнения остальных заданий.

Для того чтобы получить гордое звание отличника ЕГЭ по русскому языку, достаточно, по мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, Минобрнауки и Рособрнадзора, набрать 70 тестовых баллов (43 первичных). Допустив девять ошибок в сочинении, экзаменуемый лишился четырех первичных баллов, то есть может потерять еще 11 баллов и остаться при этом отличником.

Таким образом, исследование НИУ ВШЭ считает отличником выпускника школы, допустившего 20 ошибок в ЕГЭ по русскому языку. Как вы относитесь к этому факту, уважаемые читатели?

Как написать хорошее сочинение

Если с блоком 3 все достаточно просто и полученные балы по нему будут зависеть от того, насколько хорошо выпускник знает правила русского языка, то к блокам 1 и 2 надо подготовиться.

Самое простое – писать эссе по тексту, который содержит риторический вопрос, это и будет проблема, поставленная автором. Вторая подсказка – рассуждения. Часто проблема определена в первых или последних предложениях.

Комментарии можно дать в форме собственного риторического вопроса, над которым задумаются те, кто будет читать выпускное эссе. Далее логично вписать позицию автора, как возможный ответ на поставленный вопрос (эта часть оценивается в пункте К3 критериев к сочинению ЕГЭ).

После этого можно переходить к комментированию проблемы при помощи примеров из самого задания. Умея анализировать написанное, с этим легко справиться, ведь дополнительных знаний не потребуется. Главное помнить, что примеры-доводы должны быть логически связаны между собой.

Эссе пишется не просто ответами на вопросы задания и критериев оценивания, а связным текстом. В нем должно быть вступление, основная часть и концовка. Обязательно нужно учитывать логику изложения: предложения должны быть связаны между собой, но при этом написанное не должно выглядеть монолитом. Необходимо использовать абзацы

Большое внимание проверяющие уделяют тому, насколько богата лексика: максимальные баллы можно получить, используя синонимы, антонимы, художественные обороты

Как готовиться к экзамену

Выполните пробный тест

Решите пробный вариант ЕГЭ, например, на нашей платформе, других сайтах или в центре тестирования

В первую очередь важно составить представление о том, что вас ждёт на экзамене, каково содержание заданий. Помимо этого тест поможет оценить ваш уровень подготовки в данный момент

Поставьте реалистичную цель

Определите, на какой результат вы планируете сдать экзамен. Оцените разрыв между нынешним уровнем знаний и необходимыми для поступления баллами ЕГЭ. Поймите, сколько времени вы готовы посвятить подготовке в оставшееся время.

Если вы стремитесь к 100 баллам и уже сейчас справляетесь с заданиями на отлично, за 4–5 месяцев вполне реально отточить мастерство и достичь цели. Кто-то ориентируется на 60 баллов по русскому языку, однако для поступления на востребованную специальность в престижный вуз этого недостаточно. Если же вы пишете «пробник» на 60–70 баллов, а нужно 90+, обратитесь к преподавателю. В одиночку улучшить результат за короткое время будет непросто.

Распределите задания по сложности

Отметьте, с какими заданиями справляетесь лучше всего, а что вызывает трудности. Распределите силы и составьте понедельный план подготовки: какие темы нужно только повторить, какие досконально изучить, в каких вам нужна помощь преподавателя

Уделите особое внимание самым «ценным» заданиям: в восьмом можно заработать до пяти первичных баллов, а в двадцать шестом — до четырёх

Получите обратную связь по заданию № 27

Возможно, кому-то из выпускников будет достаточно решить большое количество тренировочных заданий. Однако понять, почему нужно писать так, а не иначе, проще всего из комментария учителя. Оптимальный вариант подготовки к выполнению задания № 27 — работа в группе под руководством преподавателя. Ошибки других обогащают ваши знания — поэтому лучше всего обсуждать сочинения с другими учениками.

Возможно, кому-то из выпускников будет достаточно решить большое количество тренировочных заданий. Однако понять, почему нужно писать так, а не иначе, проще всего из комментария учителя. Оптимальный вариант подготовки к выполнению задания № 27 — работа в группе под руководством преподавателя. Ошибки других обогащают ваши знания — поэтому лучше всего обсуждать сочинения с другими учениками.

Пояснения по каждому из критериев

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого. Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов. Аналогичным образом человек воспринимает иностранную речь, в по-токе которой изредка попадаются знакомые слова, и слушающему кажется, что именно в них заключено главное содержание сообщения.

2. Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, т. е. с отсутствием инструментальных навыков. Ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. Ошибки этого типа зачастую вызваны либо не вполне грамотным педагогическим руководством со стороны преподавателя, либо неверной реализацией тех или иных методи-ческих рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий. Эти ошибки возможны нескольких типов.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

К6. Точность и выразительность речи

При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

К7–К10. Грамотность

Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

К11. Соблюдение этических норм

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки – этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.

Этическая ошибка1 связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

В работе, оцененной по этому критерию в 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);

– приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».

Критерии

Чтобы понять, каким должен быть качественный текст, достойный максимального балла, необходимо четко понимать критерии оценивания сочинения по русскому языку, разработанные ФИПИ специально для ЕГЭ 2021 года.

Важно! Прежде чем оценивать работу, эксперты проверят объем текста. Если он окажется менее 70 слов, сочинение не будут проверять далее и за все критерии выставят «0» баллов

Для работ объемом 70-150 слов действуют такие правила:

Как и в прошлом сезоне, в 2021 году проверка будет происходить по 12 пунктам, при этом критерии сочинения будут разделены на три блока:

  • речевое оформление;
  • грамотность.

Предлагаем более детально рассмотреть каждый блок и входящие в его состав критерии.

Содержание (К1-К4)

Первый критерий является крайне важным, так как в случае отсутствия в тексте формулировки проблемы (либо проблема сформулирована неверно), задание №27 далее не проверяют и оценивают в «0» баллов.

Второй критерий направлен на проверку качества иллюстраций и комментариев к проблеме, демонстрирующих ее понимание экзаменуемым. Он наиболее весомый из 12 пунктов и оценивается максимально в 5 баллов.

Обратите внимание, что критерии сочинения по русскому языку требуют от выпускника в 2021 не только сформулировать проблему (или проблемы) с опорой на данный в КИМе текст, а и привести минимум 2 иллюстрации с пояснениями

Третий критерий дает только 1 балл за наличие в тексте личной позиции автора и его отношения к описанной в сочинении проблеме.

К-4 позволяет получить еще 1 первичный балл, который будет начислен, если участник ЕГЭ выразит свое личное отношение к позиции автора с обоснованием своего согласия или несогласия.

Речевое оформление (К5-К6)

Пятый критерий может дать будущему абитуриенту еще 2 балла за смысловую целостность и связность письменной речи.

За выразительность и точность речи можно получить 2 балла.

Обратите внимание, что максимальный балл по данному критерию поставят только при условии, что в тексте соблюдены все речевые нормы (К-10)

Грамотность (К7-К12)

Третий блок включает сразу 5 критериев, проверяющих соблюдение норм орфографии, пунктуации, грамматики, речевых и этических норм, а также правильное изложение фактов.

Важно! В 2021 году отсутствуют какие-либо новые критерии для сочинения, что должно помочь выпускникам более качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Предлагаем более детально разобрать все критерии сочинения, которые были разработаны для ЕГЭ 2020 года, но будут актуальны и для экзамена по русскому  в 2021 году:

Предлагаем более детально разобрать все критерии сочинения, которые были разработаны для ЕГЭ 2020 года, но будут актуальны и для экзамена по русскому  в 2021 году:

Также рекомендуем ознакомиться с критериями оценивания остальных заданий ЕГЭ по русскому, которые будут полностью идентичны в 2020 и 2021 году.

Завышенные средние баллы ЕГЭ

Важнейший показатель «Мониторинга качества приема в вузы» – средний балл абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Исследователи из НИУ ВШЭ поставили свой вуз на третье место по качеству приема после МФТИ и МГИМО. Средний балл зачисленных на бюджет – 95,4. Впечатляет? Безусловно. Хотел уже восхититься и ударить в литавры, но увидел пояснение к результатам исследования: результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ). Вы серьезно, господа исследователи?

В НИУ ВШЭ на многих направлениях подготовки (специальностях, образовательных программах) большую часть бюджетных мест занимают победители олимпиад, и я не вижу в этом ничего плохого, но давайте посмотрим на их баллы ЕГЭ. Даже по профильному предмету у большинства из них нет ста баллов. Если же посмотреть на баллы ЕГЭ по русскому языку у зачисленных, например, на «программную инженерию» или «прикладную математику и информатику», то можно увидеть довольно скромные 65-70 баллов. Ничего страшного в этом нет, у ребят прекрасные знания по математике и информатике, но ВШЭ говорит именно о среднем балле ЕГЭ. Условный Сидор Сидорович Сидоров в мониторинге НИУ ВШЭ, Минобрнауки и Рособрнадзора записан как обладатель среднего балла ЕГЭ, равного 100, а на деле у него меньше 80.

И зачем такой мониторинг? Если вуз гордится – и по праву гордится! – студентами, поступившими по результатам олимпиад, то так и напишите: у нас, дескать, много поступивших по олимпиадам. Но если вы во всеуслышание объявляете на пресс-конференции средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные отделения вузов, то каким образом у вас, уважаемые ученые-исследователи НИУ ВШЭ, 80 баллов превращаются в 100?

В МФТИ (97,3 балла) и МГИМО (96,2 балла), кстати, тоже очень большой процент олимпиадников среди зачисленных на первый курс, поэтому реальные средние баллы ЕГЭ гораздо ниже объявленных. Исследователи из НИУ ВШЭ ссылаются на методику МОН РФ. И зачем Минобрнауки искусственно завышенные данные средних баллов ЕГЭ абитуриентов – неужели для красивых отчетов?

Задание № 25. Историческое сочинение.

Требования, критерии оценивания, баллы.

Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:

  • описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
  • указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

  • описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших  в указанный период;
  • оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.

 В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В количестве баллов есть одно изменение.

Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)

Критерии оценивания.

Баллы.

К1. Указание событий (явлений, процессов).

 

Правильно указаны оба события (явления, процесса).

2

Правильно указано только одно событие (явление, процесс).

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой.

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории.

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)).

1

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы.

К3. Причинно-следственные связи. 

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период.

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период.

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России

Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов

1

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано

К5. Использование исторической терминологии.

При изложении верно использована историческая терминология.

1

Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы.

К6. Наличие фактических ошибок. 

1, 2  или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено  в сумме не менее 6 баллов.

В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки.

3

Допущена одна фактическая ошибка.

2

Допущено две фактические ошибки.

1

Допущено более трех фактических ошибок.

К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме  не менее 6 баллов.

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала).

1

Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений.

Максимальный балл

12

Отличники и хорошисты по математике

Коротко о структуре ЕГЭ-2019 по профильной математике. Всего заданий 19. За верное выполнение заданий 1–12 экзаменуемый получал по 1 баллу. За выполнение заданий 13–15 выставлялось от 0 до 2 баллов, заданий 16–17 – от 0 до 3 баллов, заданий 18–19 – от 0 до 4 баллов. Легко подсчитать, что за выполнение всех заданий ЕГЭ можно набрать 32 первичных балла. Первичные баллы по специальной шкале переводятся в тестовые баллы: 32 первичных балла – 100 тестовых, 14 – 70, 11 – 56.

Чтобы стать хорошистом по профильной математике, достаточно решить 11 из 12 простых однобалльных заданий, в которых не требуется даже записывать решение, нужен только ответ.

Дистанция от хорошиста до отличника – три тестовых балла. Чтобы стать отличником, достаточно выполнить 12 однобалльных заданий и решить одну двухбалльную задачу (например, 13-ю, тригонометрическую).

Таким образом, исследование НИУ ВШЭ считает отличником выпускника школы, даже не открывавшего 6 из 19 заданий ЕГЭ по профильной математике.

Уважаемые читатели, ждем ваших комментариев.

ЕГЭ 2021. Литература. Баллы за каждое задание

Распределение баллов ЕГЭ 2021 по литературе за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года.

→ демоверсия ЕГЭ 2021 по литературе

ЕГЭ 2021 литература. Количество баллов по заданиям.

Таблица 1

№ задания Первичные баллы
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
6 1
7 1
8 6
9 10
10 1
11 1
12 1
13 1
14 1
15 6
16 10
17 14 (сочинение)
Всего: 58

Литература:

1 балл — за 1-7, 10-14 задания.

6 баллов — 8, 15.

10 баллов — 9, 16

Максимальный балл за сочинение – 14

Всего: 58 баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.

За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом части 1 экзаменационной работы участник экзамена получает 1 балл. Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, определяется экспертным путём.

Выполнение заданий 8 и 15 оценивается по трём критериям: критерий 1 «Соответствие ответа заданию», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (8, 15) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение заданий 9 и 16 оценивается по четырём критериям: критерий 1 «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом», критерий 2 «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом», критерий 3 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерий 4 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (9, 16) выставляется 10 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Критерии 1 и 2 являются основными. Если по критерию 1 или по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 за ответ не может быть поставлено более 2 баллов. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение задания части 2 (17.1–17.4) оценивается по пяти критериям: критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 17 выставляется 14 баллов (по критериям 1, 2, 4, 5 – максимально по 3 балла; по критерию 3 – 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Общий максимальный первичный балл за всю экзаменационную работу – 58

Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по литературе

Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по литературе

Варианты досрочного ЕГЭ 2021 по литературе от ФИПИ

Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по русскому языку

Консультация по подготовке к ЕГЭ 2021 литературе

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2021 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector